укр | рус
О центре Семья Рерихов Эволюционные деяния Рерихов Гуманная педагогика Научная деятельность В будущее через культуру Контакты Издательская деятельность


Книги поштою. Нові поступлення
Учитель, укажи путь Красоты Духа сборник цитат из Учения Живой Этики
Автор: Сторінок:
Є в наявності
Ціна: 55грн.
Ознайомитись
Істина школи
Автор: Амонашвили Ш.О. Сторінок:
Є в наявності
Ціна: 20грн.
Ознайомитись

Фотогалерея ПКПЦ


  Главная » Семья Рерихов
Юрий Николаевич Рерих

(16.08.1902 – 21.05.1960)

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка, что в Новгородской губернии. Через два года у Юрия появился брат – Святослав.

Братья рано стали рисовать. В детстве рисунки Юрия привлекали внимание старших и ему даже пророчили будущее художника... Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию и образованию детей.

Вот строки из письма Елены Ивановны: «В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания... Старший проявляет любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Стратегия – его конек, кровь прадедов сказывается в нем».

 

Ю.Н.Рерих. В замке. 1917-1918С 1912 по 1916 год Юрий Николаевич учился в Петербурге, в частной гимназии Мая. Работы, написанные Юрием Николаевичем в столь раннем возрасте, свидетельствуют, что уже тогда его отличали глубокий подход к описываемым историческим событиям и всестороннее освещение темы.

В 1918 году шестнадцатилетний Юрий уезжает с родителями за границу.

В 1920 году, получив диплом об окончании 2-го курса индоиранского отделения Школы восточных языков Лондонского университета, Юрий Николаевич Рерих вместе с родителями переезжает в США и поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии. Оканчивает его в 1922 году со степенью бакалавра.

Переписка этих лет с родителями и братом очень обширна и показывает, что его научные интересы, лежавшие в области изучения языков, культуры, истории народов Азии, остававшиеся практически неизменными всю жизнь, сформировались очень рано. Уже в 18 лет Юрий Николаевич начинает готовиться к экспедиции в Центральную Азию, усиленно изучать восточные языки.

Уже в годы учебы Юрий Николаевич Рерих становится заметной величиной в научном мире. Елена Ивановна Рерих была всегда в курсе всех учебных и других дел своего сына, который делился с ней заботами и тревогами. Спокойный и уравновешенный тон ее писем помогал Юрию правильно отнестись к встречающимся на его пути трудностям.

Ю.Н.Рерих. Тибетская живопись.После окончания Гарвардского университета Юрий Николаевич Рерих год работает на Средне-Азиатском и Монголо-Тибетском отделениях Парижского университета, совмещая это с занятиями на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году он получает ученую степень магистра индийской словесности.

С 1924 года молодой ученый начинает исследовательскую работу на Востоке (Сикким, Кашмир и другие районы Индии), продолжая свои занятия санскритом и тибетским языком.

В 1925-1928 годах он участвует в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха (Ладак, Синьцзян, Монголия, Китай и Тибет). Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих, тогда еще начинающий востоковед, отвечал за безопасность экспедиции. Надо сказать, что Юрий Николаевич был по своему призванию военным. И интересовался военным делом профессионально. А его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением.

В результате экспедиции появились труды Юрия Николаевича Рериха: «Тибетские картины» (1925 г.), «Владения архатов» (1929 г.), «Современная тибетская фонетика» (1928 г.), «Звериный стиль у древних кочевников» (1930 г.), «Каталог тибетской коллекции» (1930 г.), «Путешествие в сокровенную Азию» (1931 г.), «На тропах Центральной Азии» (1933 г.).

 

Е.И. и Ю.Н.Рерихи во время Центрально-Азиатской экспедицииС 1928 года, почти 10 лет, Юрий Николаевич был директором Института Гималайских исследований, созданного Рерихами в 1928 г. в долине Кулу. Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в которой сочетались древние достижения с современной наукой.

Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт (к сожалению, закрывшийся накануне Второй мировой войны).

Находясь на посту директора института, он ведет большую переписку с учреждениями и частными лицами Индии, Америки, Франции, Латвии по поводу издательской деятельности «Урусвати».

Находясь в период с 1929 по 1930 год в Нью-Йорке, Юрий Николаевич занимался не только проблемами «Урусвати», но вел большую работу по организации кабинета тибетологии в Рериховском Нью-Йоркском музее, читал лекции в университетах американских городов, закончил работу над книгой «На тропах Центральной Азии».

С 1949 года Юрий Николаевич Рерих работает в Индо-Тибетском исследовательском институте, заведует курсами китайского и тибетского языков.

Растет авторитет Юрия Николаевича как ученого, обладающего энциклопедичностью знаний, тибетолога широкого диапазона, занимающегося не только лингвистикой и филологией, но и философией, археологией, искусствоведением.

В это же время в Индии и за рубежом публикуется много работ Юрия Николаевича.

Несмотря на свою огромную научную деятельность, Юрий Николаевич всегда находил время помогать родным не только советами, но и практическими делами.

 

В 1956 году советская правительственная делегация в лице Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина нанесла дружественный визит в Индию, где и состоялась встреча Ю.Н. Рериха и Н.С. Хрущева, на которой решился вопрос о возвращении Юрия Николаевича на Родину.

Он вернулся во второй половине августа 1957 года и принял советское гражданство.

То, что он сделал, переоценить невозможно. Его великий подвиг был достоин семьи Рерихов. Именно он, и ни кто другой, вернул родной стране ее ценнейшее национальное достояние – самих Рерихов. Долгое время о них создавались различные мифы, которые, к сожалению, определяли и отношение к Рерихам советских правящих кругов.

Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок пребывания в СССР, в корне изменил ситуацию и изменил общественное мнение в пользу Рерихов.

 

Несмотря на радость возвращения на Родину и выполнение заветов родителей, в жизни Ю.Н. Рериха вряд ли найдем период более тяжелый, чем эти, внезапно оборвавшиеся, три года в Москве. Кажется, лучше всего об этом говорит картина С.Н. Рериха «Пиета» (1961 г.), посвященная брату… – Мать держит на руках сына-мученика, снятого с креста, убитого теми людьми, которым он отдал все – знания, работу, жизнь.

 

Ю.Н.Рерих в институте Урусвати

Местом его жительства стала Москва. Он привез огромную библиотеку, вещи родительские, свои. Среди них зеленая настольная лампа матери, много повидавший ледоруб, статуя Будды с Цейлона, танки тибетские, статуэтки, ценнейшие иконы. Более 400 картин НиколаяКонстантиновичаРериха, долго лежавшие в Одесском порту. Манускрипты отца, самого Юрия Николаевича. Рукопись трехтомного автобиографического сборника Н.К. Рериха из 999 очерков. Неоценимый манускрипт Ю.Н. Рериха «Средняя Азия». Трудно было все разместить в четырех крохотных комнатах квартиры.

Квартира Юрия Николаевича постоянно посещалась людьми, и он считал возможным пока, до оформления Мемориального музея Н.К. Рериха, часть самых дорогих ему картин вывесить у себя, насколько позволяла свободная часть стен. Так, в квартире остались: «Гессер-хан», «Св.Сергий-Строитель», «Тень Учителя», «Держательница Мира», портрет Е.И. Рерих кисти С.Н. Рериха, гималайские пейзажи. … И все они были завещаны Н.К. Рерихом Родине. Юрий Николаевич, как и его родители, вообще ничего не считал своей собственностью. Его миссия была передать наследие Родине.

Именно по инициативе и с помощью Юрия Николаевича были устроены первые выставки картин Н.К. Рерихаи С.Н. Рериха.

Первая выставка картин Н.К. Рериха прошла в малом зале на Кузнецком мосту, 20 (в воскресенье 12 апреля 1958 года, в день православной Пасхи). Сжатость помещения дала экспозиции особую силу напряженности света и красок. Экспонировались ранние произведения – «Поморяне», «Лесовики», «Ковер-самолет», «Старый Псков», «Могила викинга». Выставка стала подлинным праздником. На этой выставке картин Н.К. Рериха в книге отзывов кто-то написал: «Звезда брошена в сердце России».

 

 

Вскоре была организована вторая, более обширная выставка картин Н.К. Рериха в Третьяковской галерее. Она также пользовалась неизменным успехом. За ней последовали выставки в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.

 

Стал вопрос о дальнейшей судьбе картин Н.К. Рериха, привезенных на Родину. Юрий Николаевич передал большую часть их в дар государству. … По завещанию Н.К. Рериха большая часть картин должна была быть передана в музеи Сибири и Алтая. Кроме того, Ю.Н. Рерих вел переговоры с директором Русского музея В.А. Пушкаревым, который обещал выделить отдельный зал для постоянной экспозиции картин Н.К. Рериха.

 

Открытие первой выставки С.Н. Рериха в Советском Союзе состоялось 11 мая 1960 в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Среди множества официальных лиц – С.Н. Рерих и Девика Рани.

 

Интерес к творчеству Н.К. Рериха возрастал, и, естественно, к Юрию Николаевичу стали обращаться с просьбой прочесть лекции о живописи его отца. Впервые он был приглашен профессором А.А. Федоровым-Давыдовым на кафедру искусствоведения МГУ.

Первоначально предполагалось, что лекция будет прочитана для сотрудников кафедры; но стали приходить студенты, узнавшие о приезде Ю.Н. Рериха, и пришлось подыскать обширную аудиторию, где собралось человек 150. Они слушали лекцию, буквально затаив дыхание.

Выступление Ю.Н. Рериха в Московском Доме ученых – оно проходило в небольшом Белом зале и очень большому числу ученых не удалось войти. По окончании лекции Юрия Николаевича попросили тут же прочесть ее повторно. Он самоотверженно это сделал, несмотря на духоту и утомление.

 

Он, не жалея своего времени, выступал с лекциями, докладами и рассказами. Из них люди узнавали о реальных Рерихах, об их делах и достижениях во имя Родины. Многие впервые узнали о Рериховской Центрально-Азиатской экспедиции из уст Юрия Николаевича. Именно от Ю.Н. Рериха окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики или Агни-Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции. Он был богато одарен духовно, и беседы о Живой Этике принесли слушателям значительные накопления. Можно утверждать, что, ведя такого рода работу, Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не доставало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение.

 

Телевизионные передачи, беседы, лекции, выступления по радио, стали издаваться его труды, альбомы, монографии... В последние годы началась публикация философского наследия семьи Рерихов, книг Учения Живой Этики.

Пятидесятые годы были расцветом догматической идеологии, запрещались все иные направления мысли и философии. За это платили свободой, а иногда и жизнью. Юрий Николаевич действовал осторожно, но в то же время смело. …

 

Культурно-просветительскую деятельность Ю.Н. Рерих сочетал с научно-преподавательской работой в Институте Востоковедения и участием в международных съездах востоковедов.

 

В каких трудных условиях работал он в самом Институте Востоковедения, какой стеной враждебности, зависти и тупости он был окружен. … Чиновники от науки и чиновники от государственных служб мешали ему практически все время. Его называли буржуазным ученым, пытались исправить идеологически. Несмотря на все это он сумел создать новую школу в советском востоковедении – школу тибетологии. Он воспитал немало учеников. Сейчас это блестящие, образованные востоковеды, достойно несущие факел своей науки и своего Учителя.

 

19 сентября 1957 года он был зачислен в штат Института Востоковедения старшим научным сотрудником сектора философии и истории религии отдела Индии и Пакистана. Сектор был маленьким, человек шесть-семь.

В феврале 1958 года отдел Индии и Пакистана Института Востоковедения возбудил ходатайство о присвоении Ю.Н. Рериху ученой степени доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных ним трудов.

Ходатайство основывалось тем, что Ю.Н. Рерих являлся автором ряда крупных и оригинальных исследований в области тибетологии и индологии, созданных на основе лично им собранного материала и получивших международное признание.

Ученый Совет Института Востоковедения присвоил Ю.Н. Рериху искомую ученую степень. И это решение было утверждено Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК).

В различного рода дискуссиях и на научно-организационных заседаниях он выступал довольно редко и только по вопросам, затрагивающим его творческие интересы. Список обязанностей Ю.Н. Рериха постоянно удлинялся. В течение 1958 года он был включен в состав Ученого Совета ИВ и его филологической секции, а также Ученого Совета Института Китаеведения АН СССР. Здесь же в Институте Китаеведения он руководил группой тибетоведения. Ю.Н. Рерих входил в состав комитета по подготовке к XXV международному конгрессу востоковедов в Москве и оргкомитета всесоюзного совещания индологов, участвовал в работе советского комитета по проекту ЮНЕСКО «Восток-Запад». Незадолго до своей кончины он вошел в состав специальной лексикографической комиссии Института Востоковедения, которой поручалось взять под контроль работу по составлению и публикации словарей.

Ю.Н. Рерих вел в Институте Востоковедения курс тибетского языка, участвовал в комиссиях по приему кандидатстких минимумов, был научным руководителем без малого десяти аспирантов, в том числе по специальностям, не представленным в Институте Востоковедения до его прихода.

Ю.Н. Рериху была предоставлена практически полная свобода в определении программы своей работы, и ни одно его начинание не было заблокировано руководством Института.

 

Собственно говоря, Ю.Н. Рерих приехал в СССР в уже готовой долгосрочной программой – составлением тибетско-санскритско-русско-английского словаря. Это неизменно предусматривалось его индивидуальными планами деятельности на год независимо от профиля тех подразделений, в которых он работал.

В июле 1958 года отдел Индии и Пакистана поднял вопрос о возобновлении издания серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре. К работе по изданию серии Ю.Н. Рерих приступил, начав в архиве Ленинградского отделения Института Востоковедения отбор рукописей для публикации. Он вернул науке имя и труды репрессированного и погибшего тибетолога А.И. Вострикова, чей труд «Тибетская историческая литература» под редакцией Ю.Н. Рериха вышел в свет в серии «Библиотека Буддика» в 1962 году.

 

Еще одним направлением его работы было участие в подготовке цейлонской «Экспедиции буддизма». К этой работе привлек Ю.Н. Рериха лично знавший его посол Цейлона в СССР профессор Малаласекера, бывший декан Восточного факультета Университета Коломбо.

 

Ю.Н.Рерих в МосквеЮ.Н. Рериху принадлежала всецело поддержанная Институтом идея создания специальной комиссии по изучению Кушанской эпохи (Кушанское царство, 1-3 вв.н.э., включавшее в себя значительную часть территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и, возможно, Китайского Туркестана). Ю.Н. Рериху, как члену советской части будущей комиссии, поручалось в 1959-1960 годы представлять и защищать свой проект в ЮНЕСКО. Он успел подготовить обоснование своего проекта для Президиума АН СССР и правительственных инстанций.

Впоследствии идея Ю.Н. Рериха о необходимости международного объединения ученых для изучения кушанской эпохи, трансформировавшись, нашла свое воплощение в утвержденном в 1966 году проекте ЮНЕСКО по изучению цивилизаций Центральной Азии и последующем создании Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии.

Вся деятельность Юрия Николаевича подчинялась единой сверхзадаче – организации великого культурного общения не только в Азии, но и во всем мире.

Одним из трудов, приуроченных к XXV конгрессу востоковедов и подготовленных сектором Ю.Н. Рериха, была «Дхаммапада» – сборник изречений, часть буддийского Канона в переводе с пали и комментариями В.Н. Топорова. Ответственный редактор и рецензент этой работы – Ю.Н. Рерих.

Ю.Н. Рерих проработал в Институте Востоковедения АН СССР немногим более двух с половиной лет. Он не был удостоен высших научных титулов и почетных званий, не был победителем институтского соцсоревнования и даже не получил ни одной денежной премии. Лишь однажды, в самом начале 1959 года, ему была объявлена благодарность в приказе «за хорошую производственную работу».

Ученому многое не удалось завершить, но его начинания не были забыты и дали хорошие результаты.

Сектор философии и истории в Институте Востоковедения распался, но группа тибетологов, руководимая Ю.М. Парфионовичем, завершила работу над словарем.

Масштаб и сложность этой работы, незавершенность самой авторской рукописи, дефицит специалистов и т.д. отодвинули выход первого из десяти выпусков тибето-англо-русского словаря с санскритскими параллелями на двадцать лет.

Мировое востоковедение за многое должно быть неизменно благодарно Ю.Н. Рериху.

 

Все приходили к нему за помощью, за советом, за силой, за радостью. … Мало кто знал и понимал, что Юрий Николаевич часто страдал от дисгармонии человеческой. И все же почти никто не видел в нем признаков усталости и всегда получал большой заряд энергии.

Людей он оценивал по внутреннему огню, который просто называл энтузиазмом. Другими словами, по способности бескорыстно отдавать себя работе на Общее Благо. Когда многие обращались к нему с вопросом «Что делать?», он отвечал просто: «Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее, поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем поддерживать энтузиазм, если он направлен на Общее Благо».

Ю.Н. Рерих всю жизнь носил крест и соблюдал обряды, когда посещал церковь, – крестился, ставил свечи… Много раз ездил в Троице-Сергиеву Лавру…

 

21 мая 1960 года Юрий Николаевич скончался от сердечной недостаточности в самый разгар напряженной творческой работы, в зените научной славы. После кремации прах Юрия Николаевича был захоронен на Новодевичьем кладбище. В 1965 году был установлен памятник по проекту С.Н. Рериха и архитектора И.А. Француза. По рисунку Святослава Николаевича в круге, символизирующем Вечность, выполнена Чаша, окаймленная пламенем.

 http://www.icr.su/is/family008_downpic.jpg 


© Подольский культурно-просветительский центр имени Н.К. Рериха
2010-2018 р. При использовании материалов и новостей сайта и саттелитных проектов,
гиперссылка на www.roerich-podillya.com.ua обязательна.
Студия Спектр